Нарушения
во взаимоотношениях педагогов и детей
Одной из основных причин неблагополучия ребенка является
неверное отношение к нему самого педагога. Неадекватное отношение педагога к
ребенку возникает как следствие непонимания причин, вызывающих те или иные
особенности поведения ребенка.
Кроме этого, позиция, которую педагог занимает по отношению к
детям, стаж его педагогической деятельности, его самооценка – это одни из
главных факторов, влияющих на профессиональное и личностное самоощущение
педагога.
Необходимо отметить, что при правильной организации
воспитательного процесса у большинства школьников относительно легко
устанавливаются положительные взаимоотношения с педагогами, отношения
сотрудничества и взаимной симпатии.
Главная задача педагога – найти оптимальную дистанцию общения с
каждым ребенком и с классом в целом.
Причины нарушений во
взаимоотношениях педагогов и детей:
1. Авторитарная позиция по отношению к детской активности.
2. Избирательное отношение педагога к детям.
3. Личностные качества педагога (неадекватная самооценка,
чувство неполноценности у педагога, отсутствие самоуважения, любви к себе,
отсутствие чувства собственного достоинства).
4. Нарушение педагогической рефлексии.
5. Отсутствие гибкости в адекватной смене психологических позиций
при общении педагога с ребенком.
6. Низкий уровень развития коммуникативных способностей у
педагога.
7. Наличие у педагога стереотипов.
8. Акцентуированность в типе межличностных отношений.
9. Чрезмерное стремление к доминированию в межличностных отношениях.
10. Невротические и психотические расстройства.
11. Эмоциональная незрелость педагога.
12. Модель семейного воспитания, полученная педагогом в детстве.
13. Воспитательная неуверенность.
14. Неустойчивость стиля воспитания.
15. Формально-требовательные, холодные, индифферентное отношения
педагога к детям.
16. Неприемлемые методы воспитания.
17. Организация учебно-воспитательного процесса.
18. Нарушение технологии воздействия педагога на детей.
19. Количество детей в классе.
20. Педагог оценивает и относится к ребенку через призму оценок
и отношений других, через чужое мнение в свете уже имеющихся установок.
21. Нарушения в нервной системе ребенка (невропатия).
22. Эмоциональное выгорание педагога.
23. Алекситимия.
24. Незнание педагогом своеобразия психического развития детей.
25. Неприятие педагогом индивидуальных особенностей детей.
26. Несоответствие семейного воспитания и воспитания в детском
саду и школе.
27. Нарушения педагогического такта.
|